15 июня 2013 г.

Небольшой обзор OpenSuse и просто многабукаф

Логотип OpenSuse

Ну первым делом, нужно сказать, что я сменила дистрибутив, а не в виртуалке балуюсь. Прощай, Арчлинукс, привет, Зюзя!

Всякая предшествующая лирика

Причины на этот раз ещё менее внятные. Предыдущий уход с Ubuntu я обосновывала недовольством «политикой партии». Всяческие там непонятные удаления aptitude, запиливание этой своей юнити и прочие ненужные телодвижения. При этом мне-то это особо не мешало, потому что никаким дефолтом я не пользуюсь, а всё равно всё устанавливаю своё и сама. Ну такие рассуждения и были, что логичнее уж брать тогда дистр, который изначально ничего и не предлагает. Но вот просто не нравились мне все эти поползновения Каноникл в целом.
Тут тоже замечены всяческие не особо приятные тенденции. Тот же systemd. Но, во-первых, он уже практически во всех дистрах, так что нет разницы, а во-вторых, я недостаточно компетентна, чтобы иметь какое-то чёткое мнение об его (не)нужности. А от людей, которых считаю более сведущими в вопросе, мнения слышала противоположные и все обоснованные. Другое поделие того же Поттеринга, к слову сказать, я не люблю, ну или оно меня. Речь о pulseaudio. Ну не поёт он у меня ни в какую, причём уже в третьем дистре. Может быть, и можно, зарывшись в очень глубокие дебри конфигов, что-то выжать, но нафиг бы мне это было нужно, если убиваем пульс, и вуаля — с альсой всё распрекрасно работает.

В общем, не мешает мне жить ни системд, ни недавнее слияние всяческих директорий с бинарями, но вообще давно уже поглядывала я в сторону...

Ладно, буду честной: это всё из-за няшного логотипа! Просто зелёный хамелеошка гораздо прикольнее всяких там невнятных буковок и прочих загогулин. :)

Логотип OpenSuse

Добивание арча

Но Арч не убит и даже диск с ним не отключен (надо, наверное, ещё попробовать прописать его загрузку в текущий GRUB). Нашёлся в закромах запасливого мужа-админа небольшой SATA-диск, быстро прикрученный и приспособленный для нового / и /home. Более того, Арчлинукс обновлён над ним проведены всевозможные манипуляции, необходимость которых давно назревала. Хотя как посмотреть.

В общем, началось утро с того, что я решила обновиться, чего не делала довольно давно, тем более с переездом как-то не до того было. А тут как раз очередное новшество, требующее некоторых отличных от стандартных действий при обновлении, потому что, видите ли, директории /bin, /sbin и /usr/sbin слили с /usr/bin.

Само-то по себе это ерунда, но тут аукнулось то, что GRUB у меня старый, не второй, и давно перенесён из стандартных репозиториев, так что числится как сторонний пакет в /bin и его надо как-то переносить руками, и не проще ли перейти на второй.
Да в общем-то почему бы нет, но тут выясняется, что GRUB2 ставиться у меня отказывается, потому что для него тупо нет места (/boot ведь у меня не на отдельном разделе). Сделали «педально»: поставили в /dev/sdb. Спас меня крутой человек-пицца, которому большое спасибо. При этом, остались недумевающие, какого лешего это вообще сработало, ну я-то тем более не в теме.

Заодно завершила переход на systemd. Надо отдать системе должное: она распрекрасно работала и без этого, хотя официальный переход уже давным-давно произошёл. Реализовывалось это какими-то костылями, которые, как я подозреваю, тоже похерились бы с переносом бинарников, поэтому, собственно, я, наконец, и решила уже добить.
Ну тут мне даже сказать нечего. Вроде ничего особенного не произошло, всё получилось гладко и ровно, по вики (арчевики, всё же, самая лучшая).

Ну а затем, раз уж всё сделано, установила ящерицу. Она немного поначалу косячнула, не справившись до конца с удалением дебиановских разделов (старых, на диске стоял аж пятый дебиан), но потом всё путём.
Очень, кстати, здорово, переходить с линукс-дистриба на другой линукс, потому что любые давным-давно сделанные многочисленные настройки любимых программ можно получить мгновенно на новой системе простым переносом соответствующих папок домашней директории. Так что максимум через полчаса у меня уже была совершенно привычная среда в системе с абсолютно полностью привычно настроенными программами и всяческими сессиями, и разница практически уже не ощущалась.

Общие первые впечатления об OpenSuse

И вот после такого очень длинного вступления, собственно об OpenSuse.

Во-первых, реально система для домохозяек и хомячков. То, что так давно хотели сделать в Ubuntu (не знаю, насколько у них сейчас это получилось), тут распрекрасно реализовано причём без всяких этих ваших юнити, хотя, возможно, не без других каких-нибудь велосипедов. Тот самый пресловутый yast, похоже, содержит, большую часть всех необходимых для настройки системы утилит. Графический установщик работает как часы.

Во-вторых, летает, ощутимо прям так. Я даже пока не ковыряюсь с опенбоксами или чем-либо ещё а сижу на дефолтных кедах, хотя в арче они на моём старом железе слегка притормаживали. Я поначалу списывала быстроту на какие-нибудь оптимальные настройки эффектов, но вряд ли, да и муж впечатление подтвердил.

В-третьих, приятный бонус: то, что в арче собиралось из аура, либо вообще руками, тут гораздо реальнее найти в виде rpm-пакетов, хотя сейчас в первую очередь, наверное, всё равно делают deb, но тогда rpm на втором месте, благодаря всяким красным шапкам и федорам.
Скажем, клиент от сервиса RescueTime предлагается в виде deb и rpm, и хотя там написано, что он для федоры, на опенсусе, естественно, всё распрекрасно заработало. Причём с этим сервисом хотя бы было всё же реально работать на арче, а вот подобного функционала клиент для Yaware возможно использовать только на deb и rpm-based системах (там хитрый скрипт, скачивающий пакет в зависиомсти от системы, сразу же настроенный на твой профиль, так что выковыривать ту же дебку бесполезно пытаться, хотя её можно было бы заставить работать в арче), хотя позиционировали они это как выход линукс-версии. Но это уже отдельная история.

Порадовало и фирменное оформление. Насколько знаю, в других DE у них тоже произведены всякие косметические изменения просто для красивости и «фирменного вида», в частности зелёная гамма, ну и та самая рожа ящерки везде, где уместен логотип.

Основные особенности дистрибутива

Тот самый Yast:

Yast в OpenSuse

Быстрый и удобный графический установщик:

Графический пакетный менеджер OpenSuse

Из-за него я до сих пор не освоила консольную программу для управления пакетами. В арче это было бы немыслимо, потому что альтернатив особо нет. Ну, впрочем, основные команды лёгкие, запоминаются моментально:
zypper up — обновление
zypper in — установка пакета
zypper rm — удаление пакета
zypper se — поиск пакета
zypper if — информация о пакете
zypper ar — добавление репозитория
zypper lr — список репозиториев

Если что-то не находится в стандартных репозиториях, то есть вообще сразу из системы, проще всего искать тут: http://software.opensuse.org/search

OpenSuse Build Service

Затем при нажатии на кнопку «1 Click Install» происходит и добавление нужных репозиториев (которые можно либо оставить, либо сразу отключить), и установка выбранного пакета. Ну то есть вообще совсем просто.
Много чего есть в пользовательском репозитории packman, это типа такая свалка всякого, что не вошло в официальные репы. На официальном сайте всё довольно легко ищется. Ну и скачивание rpm-пакета с его установкой хоть командой, хоть щелчком мышкой по файлику, никто не отменял.

В остальном система как система. Для меня, по крайней мере это самые явные отличия, а работать без разницы в чём, если только это не какое-нибудь эпическое говно. Всяческие же подводные камни обычно обнаруживаются куда позже. Но пока я вполне довольна.

25 комментариев:

  1. Успехов! А я как до дальше Manjaro от Арча отползти не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) симпатичный этот manjaro, стоит ли вообще от него отползать)

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Welcome! Принимаю заказы на сборку пакетов.

    ОтветитьУдалить
  4. "Ладно, буду честной: это всё из-за няшного логотипа! Просто зелёный хамелеошка гораздо прикольнее всяких там невнятных буковок и прочих загогулин. :)"
    ))))))

    Единственное, что меня разочаровало в сусе - древние пакеты в стандартных репах. Например, glfw3 уже вышел, а чтобы поставить ее нужно собирать из сырцов, а вот в fedora все уже давно есть. Федору пробовали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В основные репозитории попадают только обновления с исправлениями ошибок. Новый софт в зузе берут в ОБС; благо, в отличии от федоры нет никаких проблем с подключением и использованием дополнительных репозиториев.

      Удалить
  5. Не пробовала :) но опять менять дистр через пару недель всё равно не буду, тем более меня всё устраивает. Потребности в glfw3 не ощущаю, да и версии используемого софта вполне мне нравятся. А так, в принципе с достаточно свежими пакетами долго жила в арче, ну каких-то особых преимуществ этого не почувствовала.

    ОтветитьУдалить
  6. А я вот перешел на арч изза mate (тогда только под него были вменяемые пакеты). Сижу на нем до сих пор. Если систему обновлять вовремя, тогда особых проблем нет, но если запустить процесс, то приходится повозиться, чтобы все снова заработало.
    OpenSuse - это мой первый дистрибутив, который я поставил в качестве основной системы. Однако сложность создания rpm пакетов заставила пересесть на deb дистрибутивы (я педант в этом плане, люблю когда все под управлением пакетного менеджера). В Arch'e, конечно, создавать пакеты легче всего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Mate я на арче пробовала, ага, правда, не сравнивала.

      Удалить
    2. Имхо, сборка пакета под арч и rpm не отличаются по сложности: и там, и там надо заполнить sh-скрипт.

      Удалить
  7. Потыкал я тут эту Suse... Дистрибутив неплохой, но в некоторых местах несколько неадекватный. Например, в настройках сети есть варианты DHCP и DHCP + Zeroconf. Первый, естественно, не работает. А вот чтобы сменить сочетание для переключения раскладки, пришлось в конфиг лезть, потому что даже localectl не помог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня работает сеть изначально, я даже не знаю, где эти варианты. Если в systemsettings, у меня там пусто.

      Насчёт раскладки - тоже всё работает, а localectl вообще должен этому помогать?

      Удалить
    2. При установке она тоже работала :) А вот потом перестала.

      Раскладка переключается по ctrl+shift, а мне надо по alt+shift. localectl в частности позволяет настроить эту самую раскладку.

      Удалить
    3. дык у меня ничего не перестало, я ж в этой системе и работаю до сих пор

      про localecl ничего не знаю, это ж поди с systemd появилось - не ковыряла вообще. Но я всегда на капс перенастраиваю и всё ок, как и всяческие назначения клавиши композ, третьего уровня и даже опции для крышечек эсперантских букв.

      Удалить
    4. Видимо, надо было мне автоматическую настройку выбирать :)

      А каким образом эта перенастройка происходит? В GUI я так ничего и не нашел.

      И новый косяк - поставил белый DMZ курсор. Так он, зараза, в окне белый, а в заголовке и на панели меняется на чёрный.

      Удалить
    5. Перенастройка переключения раскладки? Ну у меня кеды - там в параметрах системы это. В других ДЕ можно через setxkbmap задавать или там свои утилиты гуёвые есть.

      С курсором сталкивалась с подобным, но в опенбоксе. Там помнится, где-то ещё его нужно было задать и тогда он не менялся. Но прямо сейчас не вспомню, тоже не сразу это нашла.

      Удалить
  8. в сусе была няшная tty с картинкой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас, видимо, нет. Ну это сделать можно, скорее всего.

      Удалить
  9. Я вот не знаю какой дистрибутив выбрать. Хотелось бы узнать почему вы отказались от арча. Плюсы и минусы с вашей личной точки зрения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мои причины все в посте. Ничего кардинального. Могла бы ещё годами на арче сидеть, в принципе. На сервере он и остался.

      В целом, если хочется простой установки, чтобы совсем можно было без чтения вики, то арч не пойдёт. Опять же при обновлениях, желательно читать новости - бывает, случаются критические изменения и процесс идёт не совсем по стандартному пути. Но лично у меня фейлов из-за этого не было, а вот люди, кому лень было вчитаться, жалуются. Ну и вообще, можно по полгода или больше не думать вообще об обновлении, а можно каждый раз ожидать подвоха. Арч - это второе, зато всё свеженькое и ванильное.
      Готовых собранных пакетов обычно больше под всякие убунты, дебианы, федоры и суси. Для арча куча всяческого софта в АУРе, но там зачастую лежат скрипты, собирающие из сорцов: всё делается крайне просто, но сборка есть сборка.
      В остальном даже не знаю. Раньше была очень удобная настройка системы буквально одним конфигом - всё прозрачно в текстовом файле. Сейчас с системд всё в этом плане изменилось и разницы нет.
      Если речь о выборе первого дистра, то точно лучше что-нибудь "погуёвее".

      Удалить
  10. интересный ход со сменой дистров. я вот сижу много лет на убунту и сижу. различаю их по логотипам, убунту с третьей стороной, но кто же без нее нынче, зато честно, впрочем все честно говорят об этом. арч, сиська для подростков, суся что то не до слитое или в вечном сливе, генту ну тут поприличней все хотя и под уклоном в лучшем случае а в не лучшем перекосо*ленное, остальные же клоны модные и молодежные это просто даже не привлекли ни разу внимания,не считая дивана, с ним интересно все, но думаю пока не развалится диван продлится не дольше.

    пост интересный для чтения оказался, пару тройку раз улыбнули речевые обороты и зарисовки.

    насчет раскладки вроде никто еще не отменял /etc/default/keyboard там и капс и индикаторы распрекрасно подхватываются системой прописанные.

    по теме миграций теперь, тоже не раз посещала эта мысль, настоигрывает бывает стабильность и тянет на новые ощущения, но не пульса которую по прежнему выпиливаю ни системд с которым впринципе все понятно и никуда от него без супер острого желания и конкретного обоснования нужды (не имею ни того ни того, пофик на него) не деться, не вызывают желания делоть перемены в сторонах, думаю если выбираешь сторону то хотя бы выбирай серьезную, тут все равно что с гуглом, все знают какая он гадина дотошная но тем не менее юзают его и его сервисы, конечно если интерполом не розыскиваишся.

    вообщем такой коммент вызвал пост, и да, aptitude в убунту, что переводится чловечность, ставится apt-om но тыто знаешь :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего себе, сколько времени прошло. Привет из 2019 :)

      Удалить
  11. привет)
    больше на эту тему постов нет у тебя, подумал пост досих пор сохраняет актуальность в плане информативности.а время да идет, тут полностью согласен и с учетом контекста этот момент нашэй жызни может восприниматься в стиле вау, хотя убежден вау тут нет объективно ибо идея раздвигает границы реальности,которая волшебным образом в подобном виде и становится объективностью.

    кстати добавляйся если есть желание, прикольный сервис если еще тебя там нет https://mastodon.social/@tdtptkl0l

    ОтветитьУдалить
  12. А чёрт его знает про актуальность. Ну операционка-то с тех пор развивалась, что-то изменилось, наверное. У меня она в рабочем состоянии, но версия старовата, я её давно не обновляла. Но я сейчас в минте работаю. А обстоятельства, как он у меня оказался, не очень-то помню. У меня просто много чего поменялось, было особо не до линуксов, поэтому я не ковырялась, просто пользуюсь, а тут в общем-то обычно не важно, какая именно система, лишь бы не умершая.

    Опенсорсная распределённая социалочка? это и правда интересно. Чего ж они только до 500 знаков сообщения решили сделать, это жаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. везет тебе у меня ничего не поменялось по большому счету, все идет куда то в никуда, но уверен в этом я не одинок на этой планете думаю остальные кто то тоже видят это движение и чувствуют, так что было быгде покавыряться тем и тешим себя)

      в остальном согласен дело вкуса, суть у них одна, робототь и выполнять команды и если они это делоют и у них получается удовлетворительно для пользователя, то пользователю и париться нечего по поводу того что что то не так.

      да типа социалочка, из вк пробую в нее перейти, музыки не хвотает и альбомов с артами, да и поток инфы жоский если углубленно по ней лазить, но вк тоже какой то не торт, стал, поговорить даже не с кем сплошные пианеры, за партию за важдя, что бы им не ладно было, а тут вроде швадоба слова и все такое. так и жывем одним словом, а 500 знаков мне хватает с тем уровнем английского на котором там веду диалоги за глаза, одно предложение набрать все равно что вагон разгрузить мне кажется с чугуном)

      Удалить