23 августа 2011 г.

Возня с nautilus

Nautilus — как известно, дефолтный файловый менеджер графическо среды Gnome. Конечно, и там можно пользоваться другой программой и саму программу можно юзать в любой среде, но тем не менее она устанавливается вместе с гномом, а сама по себе тащит в зависимостях gnome-desktop.

С выходом третьей версии этого окружения рабочего стола, многие входящие в него программы также перешли на третью версию и работают уже на gtk тоже третьей версии. Для меня, как не слишком хорошо разбирающегося во всём этом пользователя, главное заметное изменение проявляется в проблемах с темами оформления.
Ну так вот помучавшись с разными версиями этого файлового браузера, запишу кое-какие мысли и найденные мелкие хитрости.

В ArchLinux в официальных стабильных репозиториях находится уже gnome именно третьей версии (как и все связанные с ним программы), хотя насчёт стабильности этого гнома возникают большие сомнения. Впрочем, своё мнение (в основном отрицательное) об этой оболочке оставлю на потом — это немного другая тема.
Проблема в том, что некоторые программы, входящие в состав данного DE, тоже теперь имеют 3-ю версию. А всё, что на gtk3, отвратительно выглядит по-умолчанию. А всё дело в волшебных пузырьках темах оформления, которые для gtk3 нужны свои (темы для gtk2 тут не подходят).
Впрочем, в самом gnome всё выглядит прекрасно, правда, каких-либо графических средств смены тем пока, по всей видимости, не существует (используйте мол то, что дают по-умолчанию). А надо сказать дефолтная тема (Adwaita) хоть и не уродлива, но довольно "толстенькая", что мне как-то совсем вот не нужно.
В общем, разобравшись в целом с применением gtk3-тем, с выбором более-менее приятной темы, выполненной в вариантах gtk2 и gtk3 (чтобы приложения выглядели единообразно), которых пока вообще совсем немного (пожалуй, в пределах десятки), встал вопрос собственно использования файлового менеджера.

Nautilus третьей версии, который сейчас устанавливается по-умолчанию сейчас выглядит следующим образом:

Я собственно хотела проверить, не подойдёт ли он мне, потому что хочется не ковыряться с AUR'ом, а иметь нормальную обновляемую программу. Но, видимо, не судьба.
Претензия лично у меня следующая: что они, чёрт возьми, сделали с тулбаром (панелью инструментов). Теперь это куцая полосочка, располагающаяся почему-то не по всей длине, да к тому же с урезанным количеством кнопок: остались "туда-сюда" и "поиск".
В частности мне весьма нравится кнопка "вверх" (переход в родительскую директорию), и я прекрасно знаю, что можно пользоваться Atl+вверх или переходить по "кнопкам" в панели адреса. Сам вид панели адреса теперь по-умолчанию сделан вот этими кнопками и переключиться в нормальный "адресный" вид можно по Ctrl+L, а удобную кнопочку для этого, которая раньше была рядом, убрали. Ну и мне нравилось всегда наличие кнопок для переключения вида отображения файлов в папке "значки/список/компактный" (да, я в курсе, что это можно сделать с помощью Ctrl+1/2/3.
Гугл подсказал, что раньше для добавления подобного функционала правили файл /usr/share/nautilus/ui/nautilus-navigation-window-ui.xml. Но сейчас это не работает. Более того, файла этого вообще не существует, а тот, что отвечает за тулбар (с другим названием), не воспринимает сделанные в нём изменения.
Впрочем, для работы со вторым наутилусом могу привести тут кусок, отвечающий за кнопки в тулбаре:

<toolbar name="Toolbar">
  <toolitem name="Back" action="Back"/>
  <toolitem name="Forward" action="Forward"/>
  <toolitem name="Up" action="Up"/>
  <toolitem name="Reload" action="Reload"/>
  <separator/>
  <toolitem name="Home" action="Home"/>
  <toolitem name="Computer" action="Go to Computer"/>
  <toolitem name="New Tab" action="New Tab"/>
  <separator/>
  <toolitem name="Zoom" action="Zoom"/>
  <toolitem name="ViewAs" action="ViewAs"/>
  <toolitem name="Search" action="Search"/>
</toolbar>
Это элементы "назад", "вперёд", "вверх", "обновить", "домашняя директория", "компьютер", "новая вкладка", "масштаб", "вид", "поиск", ну и два разделителя.

Ну так как этот куцый вариант наутилуса мне не понравился, я установила пакет nautilus2 из AUR'а. Получила следующую картинку:

Обычный такой классический наутилус. Правда кнопок много лишних на панели, но это я уже описала, как изменить (правда, я этого не делала — у меня раньше был установлен nautilus-elementary и эти кнопки остались от него). Вот только со странными артефактами (с левого края особенно заметно).
Изрядно промучавшись с решением этой проблемы и заменив этот наутилус на natuilus-elementary-bzr, наконец-то нашла причину: тщательно выбранная тема оформления, которая была выполнена для gtk3 и gtk2 и понравилась мне, оказалась вот такой кривой.
Пришлось пока довольствоваться темой похуже. А Nautilus Elementary мне и так нравится больше:

Одна деталь мне давно не давала покоя. Если присмотреться к последним двум скриншотам, видно что сайдбар (боковая панель) там одинаковая (древовидное отображение), но у Natuilus2 есть кнопка для переключения вида этой панели, а у Elementary она исчезла.
Я почему-то долго мучалась этим вопросом (хотя древовидный вид мне как раз и нужен и его я получила после установки elementary после natuilus2), пока меня сегодня не ткнули носом в решение.
Вид панели можно поменять через gconf-editor. Значения для ключа /apps/nautilus/preferences/side_pane_view NautilusPlacesSidebar и NautilusTreeSidebar для "закладочного" и "древовидного" типа боковой панели соответственно.
А ещё можно поставить галку на /apps/natuilus/preferences/sidebar_show_places_menu для отображения кнопки, переключающей вид сайдбара:

Внимательнее стоит смотреть в настройки gconf.


Пишут в прессе и на сайте kostenski.ru

17 комментариев:

  1. Пока что тоже стоит гномопроводник из-за его возможности монтировать внешние носители и разделы на лету, а не не через консоль и fstab. Но есть навязчивая идея (не знаю почему) максимально облегчить систему и приложения. И Вопрос будет не к теме, есть ли какая нибудь реализация автомонтирования силами системы налету из любого (в рамках разумного) проводника, с возможностью записи не только от рута? На Арч как и вы перешел с Убунты, правда всего две недели назад.

    ОтветитьУдалить
  2. Вроде то ли thunar то ли pacmanfm так делали. Но мне хватает ручного монтирования через утилитку в трее - hillman. Когда искала способы через fstab и подумала, а зачем мне вообще это автомонтирование - когда надо, делаешь пару кликов мышью - и всё готово.

    ОтветитьУдалить
  3. Привычки сильная штука)
    Еще вопрос, как я понял, у вас Archlinux и отрисовка обоев рабочего стола через feh, у меня через ccsm, но nautilus все портит, как заставить его не управлять столом и не рисовать на нем значки компьютера\корзины\etc?

    ОтветитьУдалить
  4. В compiz-standalone у меня тоже через ccsm, просто основной средой опенбокс юзаю.
    Чтобы отключить отрисовку наутилусом: в gconf-editor снять галку на /apps/nautilus/preferences/show_desktop

    ОтветитьУдалить
  5. Значки отключил в gconf, но с обоями проблема осталась

    ОтветитьУдалить
  6. В описаниях функции то написано за что она отвечает, но почему то эффект нулевой, надо гуглить

    ОтветитьУдалить
  7. У меня /apps/nautilus/preferences/show_desktop эффект даёт

    ОтветитьУдалить
  8. Может быть ещё: /desktop/gnome/background/draw_background ?
    Но у меня от неё ничего не происходит

    ОтветитьУдалить
  9. Очень на хватало на КДЕ наутилуса (да я вкурсе, что на кде есть свои фм, но ни один из них мне не нравится). Привык за пару лет использования гнома к нему. Пытался 3 наутилус ставить, но он отвратно выглядит, а вот natuilus-elementary-bzr оч даже ничего. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  10. да, я тут помучавшись с наутилусом, пыталась дельфина поюзать - несколько не то.

    ОтветитьУдалить
  11. Все перепробовал, но сработало только удаления всех ФМ кроме наутилуса, удаление feh которым даже не пользовался, и снятие этих двух галочек, странный глюк.

    ОтветитьУдалить
  12. Pcmanfm отлично монтирует на лету, поставь к нему всего три пакета policykit-1 policykit-desktop-privileges gvfs

    ОтветитьУдалить
  13. Странно. у меня что тюнар, что пакман стоят, не влияют. А может на самом деле обои пакман отрисовывал? он умеет.

    ОтветитьУдалить
  14. вообще не ставиться элементари(
    //ubuntu 11.10
    добавил репы, обновился, апрейднул пакеты... и нифига:
    Couldn't find any package whose name or description matched "elementary-theme"

    ОтветитьУдалить
  15. http://askubuntu.com/questions/67310/will-nautilus-elementary-be-available-for-11-10

    Will Nautilus Elementary be available for 11.10?
    I'm just used to Nautilus Elementary. Can I install it on Ubuntu 11.10?

    No, because the developer felt insulted by the Ubuntu developers after some comments at a UDS, and after the GNOME Developer rejected his patches (as they always do), so he stopped development of it.

    You can use Marlin instead.
    http://iloveubuntu.net/install-elementarys-marlin-ubuntu-1110-development-ppa

    ОтветитьУдалить
  16. sudo add-apt-repository ppa:elementary-os/daily
    sudo apt-get update
    sudo apt-get install marlin

    ОтветитьУдалить
  17. Это просто отлично.
    Надо этого марлина пощупать будет.

    ОтветитьУдалить